Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами этнопедагогики
5 апреля 2018 года сотрудниками ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи» на базе МКДОУ детский сад «Теремок» в селении Тотурбийкала Хасавюртовского района был проведен республиканский научно-практический семинар на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами этнопедагогики».
Цель семинара: практическое овладение педагогами ДОО методами и формами работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
— Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.
— Обобщить опыт работы образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
— Вызвать интерес педагогов ДОО к данной проблеме с учетом требований ФГОС ДО.
В настоящее время возрождению духовно-нравственного воспитания уделяется значительное внимание со стороны государства. Можно сказать, что вопросы духовно-нравственного воспитания детей стали приоритетными в государственной политике и нашли отражение в следующих государственных документах.
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» (ст.87, п.1) указывает, что «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации …».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В ФГОС ДО в разделе I. Общие положения, п. 1. 4. отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Из числа многих обозначенных задач (п. 1. 6.) Стандарт направлен на решение следующей задачи: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В работе семинара приняли участие 38 человек: заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций, руководители методических объединений Хасавюртовского района, Управление образования Администрации МО «Хасавюртовский район», педагоги ДГПУ.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор МКДОУ детский сад «Теремок» Акаева Асиль Махтиевна, которая обозначила важность проведения данного мероприятия, необходимость обсуждения актуальной проблемы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Далее слушали Байрамбекова Марата Мирзоевича, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи, доктор педагогических наук, который рассказал о современных проблемах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления выделяются на фоне общих общественных проблем. Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных организациях всеми эффективными способами.
Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие — это духовная культура семьи, детского сада, школы.
Продолжила выступление с докладом «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников средствами этнопедагогики» Исмаилова Уздият Алиевна, старший научный сотрудник ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи.
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.
Воспитание у дошкольников нравственных качеств в педагогическом процессе происходит при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство. С докладом «Воспитание нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» выступила Мамеева Эльвира Мерветовна, старший научный сотрудник ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Всего было заслушано 9 докладов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Также была проведена экскурсия по детскому саду. В ходе экскурсии состоялся просмотр творческих работ воспитанников и педагогов ДОО.
Старший воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» Абдурахманова З.Б. представила вниманию просмотр организованно-образовательной деятельности (занятие) в подготовительной группе «Чебурашка» по социально-коммуникативному развитию «Я, ТЫ, ОН, ОНА – вместе дружная семья!»
За значительный вклад в систему этнокультурного образования и развитие дошкольного образования педагоги и руководители МКДОУ детский сад «Теремок» были награждены почетными грамотами Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им.А.А.Тахо-Годи.
В заключительной части семинара у присутствующих была возможность получить ответ на любой поставленный вопрос, внести предложения и пожелания. Педагоги обсудили проблемы, возникающие при решении задач духовно-нравственного воспитания. Старшие, опытные педагоги делились опытом с молодыми коллегами.
Из полученных отзывов участников семинара можно сделать вывод, что семинар прошел с пользой для дела и опыт работы по данному направлению пригодится участникам семинара в их дальнейшей педагогической деятельности.
Участниками и гостями семинара была дана высокая оценка деятельности педагогического коллектива МКДОУ детский сад «Теремок».
Подводя итоги работы, участники семинара констатировали важность обсуждаемых проблем по духовно-нравственному воспитанию и продуктивный характер состоявшегося обмена мнениями.
В заключение хочется отметить высокий профессионализм педагогического коллектива детского сада «Теремок», чуткое отношение к детям. Выражаем огромную благодарность директору МКДОУ детский сад «Теремок» Акаевой Асиль Махтиевне и всему педагогическому коллективу за предоставленную возможность проведения семинара.