Особенности структуры и содержания учебной литературы на родных языках
23-24 декабря 2019 года состоялся семинар-совещание для авторов-разработчиков учебных пособий по родным языкам Республики Дагестан, методистов и учителей родных языков «Особенности структуры и содержания учебной литературы на родных языках народов Республики Дагестан».
Организаторами семинара являлись Министерство образования и науки РД, ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи» и Издательство «Просвещение» (Санкт-Петербургский филиал).
Целями семинара-совещания являлись обмен опытом, мнениями об эффективной организации учебного процесса при обучении родным языкам и родным литературам народов Республики Дагестан, а также овладение авторами-разработчиками традиционными и новыми методиками создания учебной книги по родным языкам и литературам для основной школы, которые могли бы эффективно обеспечивать изучение содержания предметов «Родной язык» и «Родная литература» в условиях реализации в образовательных организациях ФГОС ООО, а также обучение учителей работе с использованием учебной литературы нового поколения в образовательном процессе для организации преподавания родных языков и родных литератур.
В соответствии с заявленной целью на семинаре-совещании решены следующие задачи:
– обсуждение существующих моделей преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях Республики Дагестан;
– обозначение общих особенностей преподавания родных языков и литератур в образовательных организациях Республики Дагестан, а также выявление своеобразия подходов к организации процесса обучения аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому и табасаранскому языкам и литературам;
– освоение современных методик построения содержания учебной книги на родных языках народов Республики Дагестан;
– овладение и учёт методологических основ ФГОС ООО при разработке учебных пособий по предметам.
Пленарное заседание состоялось в конференц-зале Национальной библиотеки.
Со вступительным словом на семинаре-совещании выступила Шурпаева Меседу Идрисовна, врио директора ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи», д.п.н., профессор. Меседу Идрисовна рассказала о работе института по созданию учебной литературы на языках народов Дагестана.
Доклад Зубова Сергея Фёдоровича, директора Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение», автора учебной литературы был посвящен деятельности издательства «Просвещение» по подготовке и выпуску учебной литературы на родных языках народов Российской Федерации.
«Известно, что содержание образования реализуется в учебном процессе непосредственно через учебную книгу. Поэтому чрезвычайно актуальной становится разработка инновационных УМК для обучения предметам филологического цикла – родным языкам и литературам на родных языках учащихся – представителей народов России, в том числе, в Республике Дагестан. Сегодня нужны учебно-методические комплекты для основной школы (5-9 классы), которые были бы построены на принципах ФГОС ООО и реально позволяли бы реализовывать двуязычие и диалог культур при обучении родным языкам и литературам на родных языках».
Бабурин Александр Владимирович, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала издательства «Просвещение» по редакционно-издательской деятельности, автор учебной литературы в своем докладе «Необходимость формирования нового содержания учебной литературы на родных языках» рассказал о требованиях к содержанию учебных пособий на родных языках и литературах. В своем выступлении он отметил, что содержание обучения родному языку в общеобразовательных организациях Российской Федерации должно соответствовать Примерной программе и положениям ФГОС ООО, то есть реализовать следующие содержательные принципы: развитие коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности, развитие познавательной деятельности школьников, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о лексике, фонетике, грамматике родного языка; овладение способами анализа изучаемых явлений языка; воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; стремления совершенствовать свою речь.
Александр Владимирович подчеркнул, что новое содержание необходимо реализовывать в учебной литературе, так как именно эти ресурсы обеспечивают усвоение учащимися знаний по предмету.
На семинаре также выступили Вакилов Х. С., зав. сектором родных языков ГБУ «ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи», к.ф.н., Загиров В. М., профессор ДГПУ, д.ф.н., Гаджиахмедов Н. Э., заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, ведущий научный сотрудник ГБУ «ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи», д.ф.н., профессор, Гасанова У. У., зав. лабораторией бесписьменных языков ДГУ, д.ф.н., профессор.
Вторая часть семинара прошла в форме «круглого стола», на котором выступили учителя и авторы учебных пособий.