Семинар-совещание «Языки народов России в системе образования РФ» в Дагестане

Национальная родительская ассоциация совместно с Минпросвещения России проводит серию выездных семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации».

Семинары-совещания нацелены на повышение эффективности региональной политики по вопросам поддержки родных языков народов Российской Федерации, выявление наиболее успешного опыта в организации изучения родных языков, в том числе в разработке и внедрении учебно-методического обеспечения их преподавания.

Первое совещание прошло 12 марта текущего года в Республике Дагестан.

В мероприятии приняли участие врио министра образования и науки РД Уммупазиль Омарова, сотрудники Минобрнауки РД, Дагестанского НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи, ДИРО, представители вузов, ссузов и школ республики.

«Коллеги, сегодня мы начинаем в полной мере использовать возможности наших центров, открытых в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Тема преподавания родных языков в школе для нас важна, и мы делаем серьезные шаги в этом направлении. На днях будет объявлен конкурс Фонда сохранения и изучения родных языков, где педагоги смогут представить свои пособия, разработки. Любой опыт здесь ценен», — сказала врио министра образования и науки РД Уммупазиль Омарова, открывая семинар.

Также Уммупазиль Омарова отметила, что за два прошедших года в Республике Дагестан были изданы 54 наименования учебных пособий по родным языкам и литературному чтению на шести языках для начальной школы, помимо этого, ведется работа по подготовке учебных пособий для 5-9 классов.

Модератор мероприятия, член коллегии Минпросвещения России, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской организации Алексей Гусев,  в своем докладе «Об основных аспектах общественно-государственного партнёрства в сфере реализации политики преподавания родных языков в системе общего образования в регионах Российской Федерации» рассказал о важности работы с родительской общественностью  в сохранении родных языков.

Врио директора ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи» Меседу Шурпаева в своем докладе «Родные языки в системе общего образования Республики Дагестан: опыт, перспективы сохранения» подробно охарактеризовала основные тенденции современной языковой ситуации в республике, опыт региона в преподавании родных языков и разработке программной и учебно-методической базы. Она отметила, что «важнейшими особенностями Республики Дагестан, оказывающими влияние на формирование языковой политики в системе образования, являются: 1) полиэтнический состав населения; 2) многочисленность языков; 3) поликультурность; 4) разный статус этносов и их языков; 5) ориентация населения на два языка – русский и родной; 6) новая нормативная организация преподавания родного языка (в связи с введением в 2017 году учебного предмета «русский  родной язык»), деление предметов на «государственный русский язык» и «русский родной язык», соответственно, изменение социолингвистической ситуации, функций, выполняемых русским и родными языками в образовательном пространстве…

В Дагестане еще в дореволюционный период проводились исследования родных языков и для обучения детей создавались учебники по родным языкам на арабской графике. Обучение родному языку на государственном уровне непрерывно ведется с 1922 года. С этого времени начали разрабатывать, издавать учебные программы, учебники, пособия по родным языкам и литературам коренных народов Дагестана. Именно для решения данной проблемы и был создан в 1943 году постановлением правительства страны отдельный научно-исследовательский институт школ (ныне ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи) с целью координации научно-педагогической работы в республике, создания учебных планов, программ и учебников русского и родных языков для всех школ республики, разработки методики преподавания русского, родных языков, литератур и других предметов общеобразовательной школы и т.д. Институт и в настоящее время продолжает работу по реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие родных языков. За прошедшие десятилетия накоплен значительный опыт по созданию учебников родных языков, научно-методического сопровождения развития родных языков и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по родным языкам (начиная с дошкольного этапа)». За 2018–2019 гг. издательством «Просвещение» выпущены, подготовленные ДНИИП с внешними авторами, 54 названия учебных пособий по родным языкам и литературам общим тиражом 176 тыс. экз. В 2021 году осуществлено второе переиздание 24 учебных пособий для начальной школы по аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому языкам общим тиражом 24942 экз.; на сегодняшний день разработаны и представлены в издательство «Просвещение» 52 рукописи учебных пособий по родным языкам и литературам. В своем выступлении она остановилась на факторах, способствующих сохранению и развитию родных языков.

Выступление ректора ДИРО Гамзата Джамалудинова было посвящено теме «Система повышения квалификации учителей родных языков общеобразовательных школ Республики Дагестан».  Как он отметил, в рамках работы по повышению качества преподавания родных языков в ДИРО проводятся республиканские конкурсы «Лучший учитель родного языка», «Лучший кабинет родного языка», «Второе дыхание родным языкам», конкурс среди учащихся «Лучший чтец произведений дагестанских авторов на родном языке» и олимпиады.

«Мы проводим курсы повышения квалификации, где индивидуально обсуждаем с педагогами их учебные планы, методику преподавания, планы открытых уроков и внеклассных мероприятий. Завершаются курсы проведением фестивалей. Ежегодно в стенах ДИРО повышают свою квалификацию более 600 учителей родных языков», – подчеркнул ректор.

Интерес у участников мероприятия вызвал доклад члена Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» Елены Хачикян «Традиционные праздники как важнейший ресурс формирования этнокультурной идентичности современных школьников».

В рамках семинара-совещания были прослушаны 12 докладов, в которых поднимались вопросы сохранения и развития родных языков, совершенствования профессиональной компетентности учителей по данным дисциплинам и повышения мотивации школьников к изучению национального языка, художественно-эстетического развития дошкольников.

Завершилось мероприятие подведением итогов и подписанием резолюции.

Аналогичные выездные семинары-совещания состоятся также в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской республике.

25-26 марта пройдет итоговое межрегиональное совещание в Ставропольском крае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *