Путь детей к творчеству
15 февраля 2018 года сотрудники Дагестанского научно-исследовательского института им.А.А.Тахо-Годи Байрамбеков М.М., д.п.н., зав.сектором культуры и искусства народов Дагестана и Исмаилова У.А., с.н.с. посетили МБДОУ №22 «Солнышко» г. Каспийска в рамках научно-методического проекта «Лучший педагогический опыт».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих к достижению положительных изменений в жизни общества. Как показывает практика, современным детям присуще больше копирование образцов в различных видах продуктивной деятельности, они не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, не проявляют творчество. Педагоги должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности — одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение данной проблемы должно начаться уже в дошкольном детстве.
В дошкольных образовательных организациях Республики Дагестан накоплен положительный опыт развития художественных способностей в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Наглядным примером для обобщения и распространения передового педагогического опыта может стать дошкольная образовательная организация МБДОУ № 22 «Солнышко» города Каспийска.
Приоритетной задачей ДОО № 22 г.Каспийска является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субьективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком с учетом требований федерального образовательного стандарта дошкольного образования где в качестве основных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка.
Педагогическим коллективом детского сада ДОО № 22«Солнышко» под руководством заведующей Кубачановой Гулли Омаровны реализуется образовательный проект «РАДУГА ТАЛАНТОВ» по художественно — эстетическому развитию дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства народов Дагестана. Разработке данного проекта предшествовала большая предварительная работа: изучение и анализ научно-методической литературы (образовательные программы: «Цветные ладошки» (И.А.Лыкова), «Изобразительное творчество в детском саду» (Комарова Т.С.), Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан», «От истоков прекрасного — к творчеству» (Байрамбеков М.М.); анкетирование родителей; психолого-педагогическая диагностика детей; организация развивающей предметно-пространственной среды.
Обогащение этнокультурным содержанием развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации — одно из главных условий развития творческой личности дошкольника, воспитания любви к родному краю. Коллективом детского сада и родителями собран богатый материал для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.
Одним из важных компонентов этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды является открытие мини-музеев в образовательном пространстве детского сада. Созданный в этом детском саду мини-музей по ознакомлению детей с Республикой Дагестан хранит самые разнообразные экспонаты, отражающие национальные, природные особенности родного края: орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, вышитые изделия и т.д. В групповом помещении оформлены этнокультурные уголки, где для организации самостоятельной деятельности детей подобраны куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта Дагестана, карта России, сувениры, игрушки, предметы народного быта, книги по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана, альбомы «Мой Дагестан», «Махачкала – столица моя», образцы узоров, элементы вышивки народов Дагестана, альбомы «Художники Дагестана», образцы изделий дагестанских мастеров. В книжном уголке располагаются детские книжки со сказками и рассказами о Дагестане, детские произведения дагестанских авторов.
Содержательный аспект деятельности образовательного проекта «Радуга талантов» осуществляется через различные формы образовательной деятельности с детьми (занятия, проекты, игры) с учетом цели и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть) и программы дополнительного образования (кружковая работа). Занятие, или, как сейчас говорят, образовательная деятельность дошкольников – это основная составляющая образовательного процесса, «основной элемент основного образовательного процесса в дополнительном образовании». В другом значении – «промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью».
Мы присутствовали на одном таком занятии, проводимом в рамках программы дополнительного образования по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Роспись балхарской тарелки» проводила педагог Ибрагимова Патимат Данияловна.
Цель занятия: расширение представлений детей об изделиях декоративно-прикладного искусства народов Дагестана. Углубленное знакомство детей с балхарской керамикой. Развитие чувства композиции, творческих способностей детей. Формирование художественно-практических умений и навыков. Воспитание любви и уважения к родному краю.
Задачи: учить составлять узор по мотивам балхарской росписи на изделиях; совершенствовать умение рисовать концом кисти, выполнять узор в определенной последовательности.
Воспитательно-образовательное значение непосредственно образовательной деятельности определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Ибрагимова Патимат Данияловна не только педагогически грамотно справилась с поставленной задачей, но и проявила свои творческие возможности. С таким воспитателем детям интересно, такому воспитателю дети доверяют, они слышат его с первого раза и эмоционально откликаются на предложение о деятельности, проявляют познавательную и творческую активность, демонстрируют стремление быть похожим на любимого воспитателя, с таким воспитателем дети не хотят прощаться в конце рабочего дня, и это является свидетельством высокого уровня его профессионального мастерства и творчества.
Планомерная и системная работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников дает хорошие результаты и свидетельствует о положительной динамики, отмечают педагоги дошкольной образовательной организации. У воспитанников появилась увлеченность изобразительным процессом, наблюдается подъём уровня творческих способностей, появилась продуманность композиции, расширилось тематическое содержание работ, воспитывается интерес к истории родного края, любовь к малой Родине. Показателем и результатом проводимой работы служат итоговые мероприятия: творческие выставки рисунков, ярмарки детских работ, фестивали детского народного творчества.
Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями. Поэтому, деятельность дошкольных организаций невозможна без поддержки муниципальных органов. Шабанова Людмила Юрьевна, начальник Управления Образования города Каспийска, одним из приоритетных направлений муниципальной системы образования считает этнокультурное образование детей и оказывает большую помощь и поддержку педагогическим работникам. Квалифицированную методическую работу с заведующими, специалистами ДОО проводит методист городского Управления Образования Азизова Асият Умаровна.
Благодаря такому тесному сотрудничеству дошкольные образовательные организации города Каспийска становятся победителями республиканских, всероссийских конкурсов и являются открытой социальной образовательной системой, способной реагировать на изменения современной жизни.