Проблемы преподавания литературы народов Дагестана

22 марта 2021 года сотрудником ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи» З. Г. Курбановой на базе СОШ № 10 был проведен научно-практический семинар на тему « Актуальные проблемы преподавания литературы народов Дагестана в старших классах и профессиональных образовательных организациях РФ».

Цель семинара: обсуждение актуальных проблем преподавания «Литературы народов Дагестана» в соответствии с модернизацией отечественного образования – внедрения стандартов второго поколения, а также определение путей их преодоления в условиях современной школы.

Задачи:

— повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам применения новых технологий, методов и типов уроков при подготовке к написанию сочинений на материале произведений дагестанской литературы;

— обобщить опыт работы образовательной деятельности педагогов в связи подготовкой к ЕГЭ;

— вызвать интерес учителей к данной проблеме с учетом требований ФГОС.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в школьное и вузовское образование, многие учебные дисциплины национально-регионального компонента оказались вытесненными из Учебного плана. Речь в данном случае идет о такой учебной дисциплине, как «Литература народов Дагестана». Это наша национальная литература, переведенная лучшими переводчиками страны на русский язык, за многие десятилетия ставшим родным каждому дагестанцу. Благодаря этим литературным переводам, представители всех национальностей Дагестана получили возможность познакомиться и изучить творчество мастеров пера многоязычной республики, понять особенности и своеобразие литературного процесса в Дагестане. В данное время при разработке Учебного плана для основной и старшей школы, согласно ФГОС, часы по дагестанской литературе отводятся на новую учебную дисциплину «Русский родной язык». Исключение такого школьного предмета, как «Литература народов Дагестана» из образовательного процесса нанесет непоправимый и колоссальный вред учебной деятельности школ республики, так как учащиеся-дагестанцы не будут знать ни своих литературных героев, ни знаменитых поэтов, писателей, ни тех, кто заложил фундамент просвещения и образования народов Страны гор.

В связи со сложившимися обстоятельствами и угрозой забвения важнейшей составляющей нашей национальной культуры – дагестанской литературы, предлагаем следующие варианты включения ее в Учебный план общеобразовательных организаций. Так как литература народов Дагестана является родной литературой, считаем, что у учащихся многонациональной школы РД должно быть право выбора между литературой на родном языке и той же литературой на русском языке (так как русский язык тоже является родным). Как возможный вариант преподавания литературы народов Дагестана, можно использовать один час дисциплины «Русский родной» для реализации проекта диалога культур и включения ее в образовательную область «Литература народов России».

В работе семинара приняли участие все члены методического объединения учителей русского языка, русской и дагестанской литератур на базе СОШ № 10 г. Избербаша.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась заведующая методическим центром Управления образования г. Избербаша Шихшинатова Зинаида Семеновна, которая обозначила важность проведения данного мероприятия, необходимость обсуждения актуальной проблемы по вопросам совершенствования преподавания русского языка, русской и дагестанской литератур в условиях ФГОС.

Далее слушали Курбанову Заира Гаджиевна старшего научного сотрудника сектора родных литератур ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи ДНИИП им.А. А.Тахо-Годи, кандидата филологических наук, которая рассказала о современных реалиях в преподавании литературы народов Дагестана в условиях внедрения ФГОС, трансформации и унификации образования в контексте глобализации.

С докладом из опыта своей работы « Жанр богатырской сказки на уроках «Литературы народов Дагестана» выступила учитель дагестанской литературы Нуралиева Анжела Ребиулаховна, учитель-филолог МКОУ №10 г. Избербаша, соискатель ИЯЛИ ДФИЦ. Она рассказала о том, как важно заинтересовать и мотивировать на чтение произведений фольклора старших школьников, как интегрировать материал по дагестанской литературе в материал по русской и зарубежной литературе.

Продолжила выступление с презентацией « Проблемы подготовки и проведения итогового сочинения учащихся старших классов и ЕГЭ по русскому языку» Сардарова Зарита Рагимовна – руководитель ШМО МКОУ №8, учитель русского языка, русской и дагестанской литератур. Тема ее выступления касалась методики подготовки к творческим работам учащихся старших классов, реализации метода проектов в области литературы народов Дагестана. Под ее руководством учащиеся создавали научные проекты по изучению творчества дагестанских мастеров пера, чьи произведения не вошли в программный материал, некоторые из них получили призовые места на Всесоюзных и Республиканских конкурсах. В частности, в 2021 сочинение ее ученика 11 класса МКОУ №8 Мурадова Запира «Судьба и имя» получило 1 место на Республиканском конкурсе «Лучшее сочинение года».

Далее с докладом по обобщению пробных результатов ЕГЭ учащимися старших классов школ г. Избербаша выступила Селимова Наида Эрзехановна – председатель методического объединения учителей-филологов, которая рассказала о проблемах современной старшей школы, среди которых была названа немотивированность ряда учащихся на высокие результаты, что, несомненно, сказалось на предварительных результатах ЕГЭ по русскому языку. Были обозначены основные проблемы, среди них – потеря интереса к книге, как источнику знаний, а также определены пути их преодоления, связанные с повышением читательского интереса и совершенствованием читательских компетенций старших школьников. В выступлении были затронуты вопросы изменений заданий ЕГЭ 2021года, обсуждение которых ведется в интернете. Она призвала коллег к активности, так как от этого будут зависеть итоги его проведения в этом году.

В заключительной части семинара педагоги обсудили проблемы, возникающие при решении образовательных, воспитательных, когнитивных целей и задач уроков. Старшие, опытные педагоги делились опытом с молодыми коллегами. Из полученных отзывов участников семинара можно сделать вывод, что семинар прошел с пользой для дела и опыт работы по данному направлению пригодится участникам семинара в их дальнейшей педагогической деятельности.

Подводя итоги работы, участники семинара констатировали важность обсуждаемых проблем по совершенствованию проблем преподавания русского языка, русской и дагестанской литератур в современной школе, продуктивный характер состоявшегося обмена мнениями.

В заключение хочется отметить высокий профессионализм педагогического коллектива МКОУ №8 г. Избербаша и бережное отношение к родной культуре, литературе. Выражаем искреннюю благодарность учителям: Сардаровой Зарите Рагимовне, Селимовой Наиде Эрзехановне, Нурулаевой Анжеле Ребиулаховне, Шихшинатовой Зинаиде Семеновне – зав. методического центра Управления образования , всему педагогическому коллективу школ г. Избербаша за предоставленную возможность проведения семинара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.