Изучение родных языков: опыт регионов

Вопросы развития этнокультурного образования и обеспечения эффективности изучения родных языков остаются на сегодня одними из актуальных в образовательном пространстве страны. В условиях многонационального Дагестана они приобретают особую остроту.

Для выработки эффективного механизма трансляции знаний по предметам регионального компонента, обеспечения рационального баланса учебной нагрузки, использования возможностей внеклассной и внешкольной работы большое значение имеет знакомство с опытом решения данных проблем в других регионах. Старший научный сотрудник сектора русского языка и литературы ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи Муслимова М.Ш. встретилась с ведущим научным сотрудником сектора кабардино-черкесской литературы, доктором филологических наук, членом Союза писателей России Хакуашевой Мадиной Андреевной, много лет занимающейся вопросами сохранения родных языков.

Мадина Андреевна рассказала о разработанной специалистами альтернативной программе изучения родных языков, опыт реализации которой успешно осуществлен институтами гражданского общества. Внедрение программы требует финансового обеспечения, что не позволяет повторить опыт Северной Осетии, где программа «Язык — дом бытия» внедряется не как апробация, а как системная работа.

Только объединение усилий регионов в поиске наиболее эффективных механизмов изучения родных языков даст необходимый результат, считает исследователь.

Вопросы развития национальных литератур, их роли в образовательно-воспитательном процессе были также обсуждены на встрече с представителями кабардино-балкарского отделения Клуба писателей Кавказа.