Проектирование технологической карты современного урока родного (даргинского) языка

17 мая 2023 г. на базе МБОУ «СОШ № 3» городского округа «город Дагестанские Огни» проведён научно-методический семинар «Проектирование технологической карты современного урока родного (даргинского) языка в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». Организаторы семинара — Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи, сектор родных языков; «Управление образования Администрации ГО «город Дагестанские Огни», МБОУ «СОШ № 3» городского округа Дагестанские Огни.

Цель семинара: включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов; оказание консультативной и научно-методической помощи по проектированию уроков на основе технологической карты.

В актовом зале школы проходила торжественная часть мероприятия. С приветственным словом обратились главный специалист Управления образования Гаджиева Гюлюмсет Рамазановна, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №3» Гаджиева Альбина Камалутдиновна и старший научный сотрудник сектора родных языков ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи Магомедова Джума Хидировна. На родных языках учащиеся прочитали стихи, были исполнены музыкальные номера.

После торжественной части Джума Хидировна провела секционное заседание семинара и выступила с докладом по теме семинара. В рамках семинара были обсуждены следующие вопросы: особенности обновлённых ФГОС НОО и ООО; требования к рабочим программ по учебным предметам по родному (даргинскому) языку для НОО и ООО; изучение родного (даргинского) языка в общеобразовательной организации в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО и ООО; технологическая карта урока как документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке родного (даргинского) языка в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования.

В выступлении Магомедова Д. Х. подчеркнула, что меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии урок остается главной формой обучения учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые обновленными стандартами, урок должен стать новым, современным. На наглядных примерах конкретных программных тем были проанализированы плюсы и минусы традиционного и современного урока. Как подчеркнула Магомедова Д. Х., использование технологической карты как универсального инструмента проектирования процесса обучения позволит учителю сделать урок интерактивным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приёмы и формы, осуществлять контроль результатов деятельности.

В ходе обмена мнениями по темам семинара и другим актуальным проблемам, связанным с преподаванием родного языка в школе, учителя родного (даргинского) языка и литературы высказали свои пожелания и предложения.

Подводя итоги семинара, Гаджиева А. К. поблагодарила Джуму Хидировну за оказанную научно-методическую помощь учителям даргинского языка и литературы, высказала пожелание продолжить дальнейшее сотрудничество с НИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи.