Межрайонный семинар по вопросам структуры и содержания учебных пособий по аварскому языку и литературе

21 октября 2022 г. в ГКУ РД «Арадинская СОШ Хунзахского района им. Г.К. Галбацова» прошел межрайонный семинар «Реализация требований ФГОС НОО и ООО в учебных пособиях по аварскому языку и литературе для 1 – 5 классов», организованный секторами родных языков и литературы ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи» и ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ». В его работе приняли участие руководители методических объединений и учителя 68 школ ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ».

С приветственным словом к собравшимся обратилась куратор родных языков ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ» Анкалаева Н. С. В своем выступлении она подчеркнула роль таких встреч и обсуждений в повышении качества обучения учащихся родному языку.

С докладом «О реализации требований ФГОС НОО в учебных пособиях по родному (аварскому) языку для 1 – 4 классов, изданных издательством «Просвещение» Москва-Петербург», выступил зав. сектором родных языков института, к.ф.н. Вакилов Х.С. В своем выступлении он отметил, что учебные пособия еще не прошли федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, однако получили положительные отзывы от учителей образовательных организаций и методистов городских и районных управлений образованием. Учебные пособия разработаны таким образом, что все их важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение — направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.

Далее он подробно осветил особенности структуры и содержания Букваря и учебных пособий «Авар мацI» 1 – 4 классов. При этом было отмечено, что в данных пособиях языковой материал организован таким образом, чтобы всемерно использовать и развивать познавательные возможности и лингвистические особенности учащихся младших классов. В них методическая система ориентирована на осуществление взаимосвязи между грамматикой, орфографией и речевым опытом ребенка, на обеспечение постоянного углубления и расширения знаний и умений учащихся в области родного языка без переучивания. Методическая система предполагает диалог (сотрудничество) учителя и учащихся, учащихся между собой и учебным пособием, создает условия для организации познавательной деятельности детей на различных уровнях самостоятельности и сложности.

С подробной информацией об особенностях структуры и содержания учебного пособия по литературе для 5 класса выступила зав. сектором родных литератур института, к.п.н. Мухудинова Б.Ш. Она отметила, что данное учебное пособие способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, пониманию особенностей художественного образа. Учебное пособие также поможет комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры. Художественные произведения, данные в пособиях, содействуют расширению представления школьников о творчестве писателя, формируют сознательное отношение к чтению.

Далее в рамках семинара провели открытые уроки. Учителя приняли активное участие в их обсуждении, поделились своим опытом работы, урокам были даны хорошие оценки.