Семинар «Структура и содержание учебных пособий по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1–4 классов»
13 апреля 2023 г. на базе Кумухской СОШ Лакского района сотрудниками ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи был проведен семинар для учителей начальных классов образовательных учреждений района на тему: «Структура и содержание учебных пособий по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1–4 классов».
Цель семинара: ознакомление учителей со структурой и содержанием учебных пособий по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1–4 классов, системой работы по данным учебным пособиям и изменениями, которые произошли в преподавании предметов «Родной язык и литературное чтение на родном языке», и требованиями обновленного ФГОС НОО.«Литературное чтение на родном (лакском) языке» ? один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с родным (лакским) языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.
К участникам семинара с приветственным словом обратилась методист управления образованием Лакского района Гаджиева Асият Сулеймановна.
В программу семинара были включены следующие вопросы:
1.Обновлённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и требования рабочей программы по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1- 4 классов.
2.Особенности структуры учебных пособий по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1-4 классов.
3.Принципы отбора содержания учебного материала.
4.Аппарат организации учебного материала в учебных пособиях по литературному чтению на родном (лакском) языке.
5.Использование иллюстративных материалов в учебных пособиях по литературному чтению на родном (лакском) языке.
6.Реализация принципа преемственности в учебных пособиях по литературному чтению на родном (лакском) языке.
Старший научный сотрудник сектора родных языков ДНИИП С. Р. Мутаева. рассказала об особенностях структуры и содержания учебных пособий по литературному чтению на родном (лакском) языке для 1–4 классов, проинформировала о возможностях учебных пособий по реализации требований ФГОС, структурных и содержательных компонентах каждого учебного пособия. Содержание учебных пособий нацелено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения Примерной образовательной программы по литературному чтению на родном (лакском) языке для начального общего образования. Учебные текстовые и иллюстративные материалы учебных пособий способствуют воспитанию патриотизма, любви и уважения к Родине, национальным культурным ценностям. Педагогам были даны методические рекомендации по работе с новыми учебными пособиями.
Учителя образовательных организаций района высказали свое мнение об учебных пособиях. Они жаловались на их нехватку, некоторые школы, как выяснилось, их не получили (Каринская ООШ).
Учителя района также выразили озабоченность в связи с тем, что в последнее время в школу приходят учащиеся со слабым знанием родного языка. Сокращение количества часов по родному языку и литературному чтению на родном языке вызывает серьезную тревогу педагогической и родительской общественности. Хотя в Программе указано, что образовательная организация вправе самостоятельно увеличивать количество часов, выделяемых на изучение данного предмета, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательного процесса, вопрос увеличения количества часов не решается.
На семинаре также выступили учителя начальных классов Кумухской СОШ Лакского района Ибрагимова Г. М. и Абдурахманова Д. Р. Они поделились своим опытом работы с коллегами.
В своем выступлении Гаджиева А. С., методист УО Лакского района, рассказала о работе проводимой УО района по родному языку и литературному чтению на родном языке. Асият Сулеймановна поблагодарила старшего научного сотрудника ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи Мутаеву С. Р. и высказала пожелание продолжить дальнейшее сотрудничество с институтом.