РЕЗОЛЮЦИЯ Республиканской научно-практической конференции «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения в образовательных организациях», посвященной Международному дню родного языка. (Махачкала, 21 февраля 2022 г.)
РЕЗОЛЮЦИЯ
Республиканской научно-практической конференции «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения в образовательных организациях», посвященной Международному дню родного языка. (Махачкала, 21 февраля 2022 г.)
Цель конференции – обсуждение актуальных проблем содержания и методики преподавания родных языков и литератур на всех этапах непрерывного образования и организации внеурочной деятельности в контексте языкового и литературного образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
В работе конференции приняли участие 116 человек: учителя общеобразовательных школ, преподаватели вузов и педколледжей, научные сотрудники исследовательских институтов.
Состоялось Пленарное заседание, на котором было заслушано 10 докладов с обсуждением концептуальных аспектов рассматриваемой проблемы, 8 заседаний предметных секций: секция русского языка и литературы, секция аварского языка и литературы, секция даргинского языка и литературы, секция кумыкского языка и литературы, секция лакского языка и литературы, секция лезгинского языка и литературы, секция табасаранского языка и литературы, секция литературы народов Дагестана. Выслушано и обсуждено 84 доклада по актуальным вопросам функционирования и развития дагестанских языков на современном этапе, методике обучения русскому, родным языкам и литературе в начальной, средней, старшей школе в соответствии с ФГОС, формирования коммуникативной компетенции у учащихся в процессе межличностного и межкультурного общения и др.
Конференция подтвердила плодотворность общения лингвистов, ученых-методистов, занимающихся теоретическими и практическими разработками проблем функционирования русского языка в полиэтническом пространстве, учителей-практиков, призванных оптимизировать процесс обучения русскому и родным языкам на всех ступенях непрерывного образования.
Участники конференции констатировали, что изучение как русского, так и родных языков является важнейшей составляющей фундамента языкового и культурного потенциала и предпосылкой общего развития и духовной зрелости учащихся, определяющим условием формирования национального самосознания и становления личности.
По итогам работы Конференция приняла следующие решения:
– констатировать, что изучение как русского, так и родных языков в рамках гуманитарного образования является определяющим условием формирования национального самосознания и становления личности молодого человека;
– констатировать, что снижение качества школьной подготовки по родному языку и литературе в целом обусловлено недостаточным количеством часов, отведенных на эти предметы и недостаточным обеспечением ОО учебниками и учебно-методической литературой.
Обсудив широкий спектр вопросов в области функционирования, сохранения и развития русского, родных языков и литературы, совершенствования методов преподавания, повышения уровня знаний учащихся, участники конференции рекомендуют:
Министерству образования и науки Республики Дагестан
– способствовать организации изучения родных языков в дошкольных учреждениях; обеспечению детских садов педагогическими кадрами и соответствующей материально-технической базой – в течение года;
– возобновить статус родного (нерусского) языка как языка обучения в начальных классах мононациональной школы РД – в течение года;
– установить фиксированное количество часов на изучение родных языков и сделать строго обязательным соблюдение этой нормы – в течение года;
– изучить возможности введения обязательного ОГЭ по предметам «Родной язык» и «Родная литература» – в течение года;
– создать совет по проблемам функционирования русского и родных языков в системе образования РД из представителей научных институтов, вузов, районных, городских управлений образования, СМИ для координации решения проблем преподавания родных языков – август–сентябрь 2022 г.;
– предусмотреть увеличение финансирования на издание и тиражирование учебных пособий, учебно-методической и художественной литературы, дидактического материала и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов; определить порядок их распределения по образовательным учреждениям республики – в течение года.
Дагестанскому научно-исследовательскому институту педагогики им. А. А. Тахо-Годи
– провести комплексные исследования функционирования русского языка и литературы, родных языков и литератур в РД – в течение года;
– разработать проект Концепции этнокультурного образования Республики Дагестан – сентябрь 2022 г.;
– выработать предложения к проектам Примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с обновленными ФГОСами, утверждёнными приказом министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. – май 2022 г.;
– разработать для дошкольных учреждений примерные рабочие программы по изучению родных языков – октябрь 2022 г.;
– разработать примерные рабочие программы для учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» для начального общего и основного общего образования (отдельно для городских и сельских школ) – сентябрь 2022 г.;
– разработать и издать учебно-методические пособия в помощь учителям родных языков и литератур – в течение года;
– перевести на родные языки и издать учебники «Математика», «Окружающий мир» в целях возобновления обучения в начальной школе на родном (нерусском) языке – май 2023 г.;
– использовать практику проведения семинаров для педагогов республики с целью оказания помощи в преподавании предметов этнокультурного цикла – постоянно;
– разработать пути изучения дагестанской литературы на русском языке и составление рекомендаций для школ – май 2022;
– продолжить разработку инновационных методик и технологий обучения русскому и родным языкам и литературам в образовательных организациях РД – в течение года;
– использовать активнее потенциал СМИ для привлечения внимания общественности к проблеме изучения родных языков и их пропагандирования – постоянно;
– подготовить к изданию сборник статей по материалам настоящей конференции – апрель 2022.
Дагестанскому институту развития образования
– разработать инновационные методики и технологии обучения русскому и родным языкам и литературам в образовательных организациях РД и обобщить передовой опыт учителей – в течение года;
– активизировать работу по проведению конкурсов для выявления и распространения лучших методик преподавания родных языков и литератур, а также олимпиад и конкурсов на знание родных языков среди обучающихся – постоянно;
– создать банк видеоуроков участников конкурса «Лучший учитель родного языка» – ежегодно.
Руководителям управлений образования
– совершенствовать деятельность методических объединений с учетом конкретных профессиональных потребностей учителей русского, родного языков и литератур; активизировать работу методических объединений учителей родного языка (обобщение и обмен опытом работы, учебно-методическими наработками и т. д.) – постоянно;
– обеспечить образовательные организации учебно-методической и художественной литературой, дидактическим материалом и наглядными пособиями, произведениями современной дагестанской литературы, аудио- и видеоматериалами – постоянно;
– активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения языков народов Дагестана – постоянно;
– оптимизировать внедрение ИКТ в процесс изучения родных языков и литератур, стимулировать разработку индивидуальных проектных технологий в контексте личностно-ориентированного обучения – постоянно.
Образовательным организациям (вузам, СПО и школам)
– усовершенствовать программы по методике преподавания родных языков, включив вопросы их изучения в школах со смешанным национальным составом учащихся – июнь 2023 г.;
– в рамках направления «Педагогическое образование» магистерской программы «Преподавание родного языка как государственного в школах со смешанным национальным составом учащихся» включить в учебный план педагогических колледжей обязательный спецкурс по методике преподавания родного языка в школах в условиях двуязычия — декабрь 2022г.;
– активнее разрабатывать и использовать инновационные методики и технологии обучения русскому и родным языкам и литературам в образовательных организациях РД – постоянно;
– в школьном преподавании русской литературы обеспечить сохранение достижений традиционной методики анализа художественных произведений и их органическую связь с современной методической наукой – постоянно;
– рассматривать художественное произведение в контексте эпохи; актуализировать его современное звучание в целях более эффективной реализации образовательных и воспитательных задач, формирования метапредметных компетенций учащихся – постоянно;
– выработать предложения к проектам Примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с обновленными ФГОСами, утверждёнными приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. –май 2022 г.;
– продолжить практику проведения школьных олимпиад и конкурсов по родным языкам в целях дальнейшего повышения престижа изучения и владения родными языками – по плану школы;
– оборудовать в каждой школе кабинет родного языка – в течение года;
– руководителям методобъединений при планировании методической работы уделять больше внимания вопросам повышения качества учебной деятельности и профессионального мастерства учителей – постоянно;
–совершенствовать формы и методы организации учебно-воспитательного процесса по родным языкам в целях повышения мотивации к изучению учебных предметов – постоянно;
– проводить профориентационную работу в старших классах с целью привлечения абитуриентов на факультет дагестанской филологии –постоянно.
Участники конференции считают, что предлагаемая резолюция будет иметь общественный резонанс, а идеи и решения конференции – способствовать повышению уровня подготовки выпускников в области русского, родных языков и литератур.
Резолюция принята на пленарном заседании Республиканской научно-практической конференции «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения в образовательных организациях» 21.02.2022 г.