Презентация монографии «Методика обучения русскому языку в начальных классах в условиях национально-русского двуязычия»
29 октября 2019 года на базе Дагестанского государственного педагогического университета состоялась публичная презентация монографии «Методика обучения русскому языку в начальных классах в условиях национально-русского двуязычия», написанной сотрудниками Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи при финансовой поддержке гранта Главы Республики Дагестан.
На презентации присутствовали: авторы монографии – заместитель директора института педагогики, доктор педагогических наук, профессор М.И. Шурпаева, старшие научные сотрудники, кандидаты педагогических наук З.З. Мадиева и Н. М. Эльдарова – ученые Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи, преподаватели Дагестанского государственного педагогического университета, учителя начальных классов, студенты.
Открывая мероприятие, доктор филологических наук, профессор Р.Ш. Халидова подчеркнула необходимость и актуальность выполненной коллективом авторов работы, которая вылилась в написание монографии. Монография должна послужить повышению эффективности процесса обучения русскому языку в дагестанской школе.
Руководитель проекта М. И. Шурпаева рассказала о структуре, цели и задачах монографии, о языковой ситуации в РД на современном этапе, о теоретическом обосновании обучения русскому языку учащихся начальных классов в условиях двуязычия, о лингвометодических аспектах овладения системой русского языка учащимися-билингвами в мононациональных образовательных организациях в соответствии с ФГОС НОО.
Н. М. Эльдарова отметила, как проходила работа над монографией, какие источники и книги привлекались, какие интересные интернет-ресурсы были задействованы, проиллюстрировав рассмотрением роли русского языка в школьном образовании Дагестана и становлением предмета «русский язык» в школах республики.
З. З. Мадиева отметила, с какими сложностями может столкнуться учитель, работая по учебникам русского языка, функционирующим в регионе, об организации работы по реализации компетентностного подхода в процессе обучения русскому языку в условиях двуязычия.
Авторы отметили на вопросы, интересовавшие педагогов, учителей и студентов.
С. А. Зайковская (учитель начальных классов Гимназии № 35 п. Ленинкент г. Махачкалы) отметила, что мероприятия, подобные сегодняшним, всегда праздник для учителей, потому что можно почерпнуть много полезного. Выход монографии, которой посвящена презентация, радует, так как есть уверенность, что она будет востребована и в школьной практике. Чтение книги повлечет обратную связь: обязательно будет отзыв о ней. Учителя помнят учебники для дагестанской начальной школы за авторством Шурпаевой М. И., отмечают, что по ним было легко работать, так как учебники были составлены с учетом особенностей преподавания русского языка в условиях дагестанско-руссского двуязычия.
Мероприятие прошло живо и продуктивно. В заключение присутствующие на мероприятии поздравили коллектив авторов с завершением работы.