О проблеме преподавания дагестанской литературы на русском языке
Одной из актуальных проблем развития образования в республике становится проблема изучения дагестанской литературы на русском языке, поскольку в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в школьное и вузовское образование, глобализацией и унификацией современного образовательного пространства многие учебные дисциплины национально-регионального компонента оказались вытесненными из Учебного плана.
Обсуждению этой проблемы было посвящено заседание круглого стола «О проблеме преподавания дисциплины «Литература народов Дагестана» в основной и старшей школе», организованного ГБУ «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи» на базе СОШ № 10 г. Избербаша. В работе круглого стола приняли участие старший научный сотрудник сектора родных литератур ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи З. Г. Курбанова, заведующая методическим центром Управления образования города Шихшинатова З. С., члены методического объединения учителей русского языка, русской и дагестанской литературы.
Участники встречи подчеркнули, что дисциплина «Литература народов Дагестана» — это национальная литература, переведенная лучшими переводчиками страны на русский язык, за многие десятилетия ставший родным каждому дагестанцу. Благодаря переводам представители всех национальностей Дагестана получили возможность изучить творчество мастеров пера многоязычной республики, понять особенности и своеобразие литературного процесса в Дагестане. В данное время при разработке Учебного плана для основной и старшей школы, согласно ФГОС, часы по дагестанской литературе отводятся на новую учебную дисциплину «Русский родной язык».
Учителя с тревогой отметили, что исключение школьного предмета «Литература народов Дагестана» из образовательного процесса нанесет непоправимый и колоссальный вред учебной деятельности школ республики, так как учащиеся-дагестанцы не будут знать ни своих литературных героев, ни знаменитых поэтов, писателей, ни тех, кто заложил фундамент просвещения и образования народов Страны гор. Те 7 часов из 35, которые предусмотрены составителями программы по «Родной (русской) литературе» на изучение регионального компонента, не смогут в полной мере отразить этнокультурные особенности и традиции народов Дагестана.
В начале года в методических рекомендациях по преподаванию «Литературы народов Дагестана» в основной школе в рамках учебной дисциплины «Родная русская литература» предлагалось дать один час из трех на изучение творчества дагестанских поэтов и писателей, но нет учебных пособий и программ, которые вошли бы в Федеральный реестр. Те учебные хрестоматии, по которым раньше изучалась «Литература народов Дагестана» изъяты Роспотребнадзором. Можно сказать, что в Дагестане дагестанская литература находится на нелегальном положении.На заседании круглого стола были обсуждены способы преодоления ситуации, при которой возникла угроза забвения важнейшей составляющей нашей национальной культуры – дагестанской литературы. Один из способов — возможность изучения ее в составе предмета «Родная (русская) литература», так как в многонациональном Дагестане русский язык является по сути вторым родным языком, средством консолидации и объединения литератур всех народов нашей республики.
Кроме того, такой способ преподавания литературы народов Дагестана станет прекрасным средством реализации проекта диалога культур в современном образовательном пространстве РД. Латипова А. А., учитель родного языка и литературы МБОУ СОШ №1, в своем выступлении выразила общее для всех учителей понимание: так как материал дагестанской литературы всемерно способствует формированию национального самосознания, национальных ценностей и чувства патриотизма и интернационализма у школьников, что особенно важно в нынешней политической ситуации, он должен быть предметом самостоятельного изучения. Новая учебная дисциплина «Родная (русская) литература» не может заменить дагестанскую литературу, так как ни в одной из школ нет учебников по этому предмету, и сам программный материал не отвечает интересам и запросам учащихся РД.