К 80-летию ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи
12 июля 1974 года было принято Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике «О дополнительных научно-исследовательских работах в области изучения русского языка в национальной школе». В нем перед Институтом были поставлены новые задачи, направленные на разработку научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию методов обучения русскому языку в старших классах с учетом специфики дагестанской национальной школы. Малочисленный сектор русского языка, занимавшийся в основном проблемами методики обучения русскому языку в начальных классах дагестанской национальной школы, не мог всесторонне исследовать вопросы, связанные с преподаванием русского языка в старших классах. Министерство просвещения республики провело работу по совершенствованию структуры Института и в этом направлении.
С 1974 года в Институте начал функционировать сектор русского языка в старших классах. Структурные изменения происходили и в последующие годы. Существовавшая структура сектора дагестанских языков с одним научным сотрудником по каждому языку не могла обеспечить успешное обучение родной литературе в дагестанской национальной школе. Кроме того, назрела необходимость преподавания в школах республики истории дагестанской литературы на русском языке, особенно в поселковых и городских школах с многонациональным составом учащихся. В этой связи в 1979 году был открыт сектор родных и дагестанской литератур.
Характерная особенность работы Института на всех этапах его развития — это тесная связь с жизнью, с практикой работы школ и других учебно-воспитательных учреждений, широкое изучение и обобщение передового педагогического опыта, организация экспериментальной работы непосредственно в школах. На протяжении всей своей деятельности Институт располагал базовыми школами, перечень которых утверждался Министерством просвещения. Так, в 2012 году приказом Минобрнауки РД в качестве экспериментальных площадок Института утверждено 31 образовательное учреждение в городских и сельских поселениях республики.
К проведению педагогических исследований Институт широко привлекает преподавателей вузов и сотрудников научных учреждений республики, которые участвуют в работе над совершенствованием содержания образования, созданием новых учебников и учебных пособий, определением и обоснованием системы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и методов обучения и воспитания. Институт ведет работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта, пропаганде достижений педагогической науки путем проведения научных сессий, практических конференций, семинаров, выездных заседаний секторов. В штатном режиме экспериментаторами в Институте работают опытные учителя.