К 80-летию ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи. Деятельность Института в 40-е годы
Еще до формирования Института школ в республике было принято решение об издании стабильных учебников для дагестанской национальной школы. Учитывая настоятельную необходимость улучшения преподавания русского языка в школах Дагестана и создания высококачественных учебников, Наркомпрос Дагестанской АССР в 1943 году объявил конкурс на составление учебников русского языка для начальной школы народов Дагестана на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском языках. Конкурс был объявлен в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13.03.1938 года «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», в котором было указано, что «учащиеся, оканчивающие начальные школы (4 класса), должны получить запас русских слов, позволяющий им понимать на русском языке знакомые им явления из окружающей их жизни, владеть элементарными навыками чтения и письма». В работе по составлению учебников приняли участие видные ученые республики С. Омаров, Г Гаджибеков, А. Алкадарский, М.-С.Саидов, 3. Бамматов, М. Темирханов, М. Гаджиев, Ш. Микаилов, С. Абдуллаев, Г. Гитинаев, П. Венедиктов, А. Бокарев, В. Гранкина, В. Криштопа. Впоследствии многие из этих ученых работали в Институте школ или активно сотрудничали с ним.
В конце 40-х годов сотрудники Института исследуют проблемы содержания и методов преподавания различных разделов грамматики родных языков, ими собран материал по истории Дагестана, разработаны план и основные положения по созданию единой программы по литературному чтению для 6-7 классов. Коллектив сотрудников совместно с опытными учителями составил на пяти языках список художественных произведений для единых программ по литературному чтению в 5-7 классах. Были составлены книги «Родная речь» для 1 класса на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском языках. В эти годы предметом специальных исследований становятся методические разработки, определение путей повышения эффективности преподавания различных предметов. Определенная работа была проведена и в плане преодоления формализма в преподавании математики и физики.
Большая заслуга в деле становления и развития Института принадлежит С.М. Омарову, работавшему его директором в 1944-1950 годах. Заместителем директора в тот период был М.П. Кропотов, впоследствии директор Дагестанского педагогического института. За 1947-1948 годы Институтом школ составлены программы по родным языкам для начальных школ с приготовительным классом, для 5-7 классов семилетних и средних школ, программы по литературному чтению. Сотрудниками Института были подготовлены «Букварь», «Родная речь» для 1 класса, грамматика для 1 и 2 классов на даргинском (С.М. Омаров), кумыкском (3.3. Бамматов, М.Г. Темирханов) языках. На других языках учебники составлялись внешними авторами.
Большая работа была проделана по разработке учебников русского языка для начальной школы (П.В. Виноградова, В.М. Криштопа, С.М. Омаров) и отдельных методических вопросов. Существенную помощь учителям оказывали методические сборники по русскому и родным языкам, истории, географии, математике, в которых обобщался лучший опыт учителей школ Дагестана. В эти сборники были включены конструктивно-методические материалы, разработанные научными сотрудниками Института.
Все программно-методические документы Министерства просвещения (билеты, тексты письменных контрольных работ для переводных и выпускных экзаменов по родному языку и литературному чтению, тексты письменных контрольных работ для педучилищ по русскому языку и математике, программы русского языка для внутришкольных учительских и летних учительских курсов и т.д.) разрабатывались сотрудниками Института школ. На основе анализа экзаменационных работ учащихся, изучения отчетов отделов народного образования, материалов инспекторских проверок и личных наблюдений сотрудников Института составлялись обзоры состояния преподавания.
#ГодПедагогаНаставника
#ГПН_2023