Семинары для учителей родного языка

«Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его».

К.Д.Ушинский

 

27 февраля 2018г. на базе Гамияхской СОШ Новолакского района были проведены семинары для учителей родного (лакского) языка и литературы на тему: «ФГОС как условие совершенствования качества образовательного процесса в современной школе» и учителей КТНД на тему: «Современные подходы к преподаванию предмета КТНД в условиях ФГОС нового поколения» ОО района.

Цель семинаров: ознакомление учителей с изменениями, которые происходят в преподавании предметов родного языка и литературы, КТНД в связи с введением ФГОС нового поколения; ознакомление с требованиями ФГОС нового поколения.

Родной язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. Ребенок должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную.

К.Д.Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающего поколения, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его тысячелетнем историческом движении.

Раньше бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объясняли приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка и литературы в развитии личности ученика.

В данных условиях развития нашей страны происходят значительные перемены и в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся образовательных организаций, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определена и коммуникативная компетенция. В связи с этим происходят значительные изменения в содержании учебных предметов «Родной язык и литература».

С.н.с. сектора родных языков ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи Мутаева Светлана Рамазановна ознакомила учителей с новой образовательной программой по лакскому языку, структуре и требованиях программы.

Примерная образовательная программа по лакскому языку для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Она является ориентиром для составления рабочих программ.

Содержание курса родного языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, которое обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенции.

С.н.с. сектора родных литератур ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи Магдиева Пиразат Магомедовна в своем выступлении отметила, что одним из наиболее важных шагов в обновлении и модернизации образования является создание новых программ, учебников и учебно-методических комплектов, которые отвечают современным требованиям.

Пиразат Магомедовна рассказала о новой образовательной программе по лакской литературе, структуре и требованиях программы. В ней соблюдается хронологический принцип подачи материала. В программе даны УУД, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении родной литературы.

С.н.с. сектора культуры и искусства ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи Аммаева А. А. в своем выступлении на семинаре учителей КТНД ОО района отметила, что оторванность человека от родных духовных корней – от традиций, обычаев, всех богатств культуры родного народа – чревата ущербностью его нравственно-этического становления, пагубно сказывается в реализации им способностей, задатков, заложенных в нем от рождения.

Асли Аммаевна подчеркнула тот факт, что первая задача, стоящая перед преподаванием курса «Культура и традиции народов Дагестана», – это раскрытие учащимся духовных ценностей народа во всем богатстве, многообразии и их эстетической привлекательности; а также формирование у подростков на основе народной педагогики твердого убеждения в необходимости усвоения духовного наследия народа и его актуализации в целях правильного решения нравственных, трудовых, бытовых проблем личной жизни, гуманизации межличностных отношений в современном обществе. Она указала на роль учителя в решении этой важной задачи и отметила, что ее решение главным образом зависит от компетентности, квалификации человеческих и профессиональных качеств педагога, его убежденности в возрождении народной нравственно-духовной культуры. Подросткам, стоящим на пороге самостоятельной жизни, нужен умный, добрый, опытный, авторитетный старший товарищ, чье слово и мнение для них были бы непререкаемы, весомы и значительны. Установление между педагогом и учащимися доброжелательных, доверительных, искренних отношений, взаимного уважения, чувство причастности к одному большому делу во многом решают успех духовно-нравственного воспитания и образования на уроках культуры и традиций народов Дагестана.

Учителям были даны рекомендации по работе с новыми программами, которые находится на сайте института.

Учителя также получили методические рекомендации по составлению рабочих программ.

На семинаре также выступили: руководитель методобъединения учителей родного (лакского) языка и литературы ОО Новолакского района Чупалаева М.А., методист РУО Шахмарданова М.Р., которая курирует родной язык в ОО района. В своем выступлении она поблагодарила научных сотрудников ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи Магдиеву П.М., Мутаеву С.Р., Аммаеву А.А. и рассказала о методической работе, проводимой учителями ОО района по предметам национально-регионального компонента.

В своем выступлении директор Гамияхской СОШ Новолакского района Надырова П.С. рассказала о работе проводимой образовательной организацией по национально-региональному компоненту. Патимат Султановна поблагодарила сотрудников за плодотворную работу и высказала пожелание продолжить дальнейшее сотрудничество с институтом.

Сотрудники ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи Магдиева П.М., Мутаева С.Р. и Аммаева А.А. ответили на вопросы учителей.

Учитывая тот факт, что в настоящее время в школах района большое внимание уделяется преподаванию учебных предметов соответствии с требованиями ФГОС, семинар прошел на высоком уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *